Дата создания
2013-09-01

В Госдуму внесен законопроект, в котором предлагается установить уголовную ответственность за незаконное использование или распространение персональных данных пользователей социальных сетей (далее - Законопроект). В документе предусмотрены поправки к Уголовному кодексу РФ, Федеральному закону от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) и Кодексу РФ об административных правонарушениях.

 

Разработчики Законопроекта предлагают закрепить в Законе N 149-ФЗ нормативное определение понятия "социальная сеть". Под социальной сетью будет пониматься сайт в сети Интернет, в персональных разделах которого пользователи размещают свои персональные данные, сведения о своей частной жизни и обмениваются информацией с другими пользователями. Таким образом, определение социальной сети сформулировано достаточно широко, поскольку многие сервисы требуют от пользователей указывать свои персональные данные, позволяют размещать информацию о частной жизни, а также обмениваться сведениями. Например, подобные услуги предоставляют почтовые сервисы.

В настоящее время термин "социальная сеть" отсутствует в законодательстве, однако применяется в практической деятельности участников гражданского оборота, в частности в договорах по оптимизации сайтов (см., например, Постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.03.2013 N 15АП-1573/2013 по делу N А53-25998/2012, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013 по делу N А65-23614/2012).

На основании действий в социальных сетях уполномоченные органы могут принимать различные решения, например о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства о защите конкуренции (см. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2013 по делу N А56-4135/2013).

Разработчики Законопроекта предлагают установить повышенную защиту для личной информации, размещенной пользователями в социальных сетях. Соответствующие изменения планируется внести в ст. 137 "Неприкосновенность частной жизни" УК РФ. В Законопроекте предусматривается уголовная ответственность за использование или распространение (доведение хотя бы до одного лица) без согласия пользователя размещенных в его персональном разделе в социальной сети сведений о частной жизни, составляющих личную или семейную тайну, а равно за их распространение в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ.

Ответственность за совершение данных деяний будет выше, чем за нарушение неприкосновенности частной жизни, не связанное с использованием социальных сетей. Максимальное наказание предлагается установить в виде лишения свободы на срок от двух до пяти лет. Напомним, что сейчас за нарушение неприкосновенности частной жизни максимальный срок лишения свободы составляет два года.

Согласно Законопроекту информация о частной жизни, подлежащая повышенной защите, должна размещаться в социальной сети только теми пользователями, которые прошли верификацию. То есть пользователь должен подтвердить, что персональные данные и информация о частной жизни, размещаемые в его персональном разделе, принадлежат именно ему. Разработчики Законопроекта предлагают установить в Законе N 149-ФЗ обязанность прохождения верификации для каждого пользователя социальных сетей, аудиторией которых являются резиденты. В верхней части персонального раздела пользователя, прошедшего такую процедуру, появится знак со словами "Личность подтверждена".

Стоит отметить, что в настоящее время некоторые авторы полагают, что не могут составлять личную или семейную тайну сведения, опубликованные для неопределенного круга лиц [1].

[1] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Г.Н. Борзенков, А.В. Бриллиантов, А.В. Галахова и др.; отв. ред. В.М. Лебедев. - 13-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 1069 с.

Источник:
Проект Федерального закона N 333556-6
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(ред., внесенная в ГД ФС РФ)