Дата создания
2013-05-22

Федеральный закон от 07.05.2013 N 78-ФЗ "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации"

Вступил в силу Закон N 78-ФЗ (за исключением одного положения), которым определен правовой статус и компетенция Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, а также уполномоченных по защите прав предпринимателей в субъектах РФ (далее вместе - Уполномоченный, бизнес-омбудсмен).

 

Напомним, что в июне прошлого года Указом Президента РФ от 22.06.2012 N 879 на должность Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей был назначен Б.Ю. Титов. Кроме того, бизнес-омбудсмены были назначены в большинстве субъектов РФ. В некоторых субъектах РФ были приняты соответствующие законы, определяющие компетенцию региональных бизнес-омбудсменов. Однако полномочия, равно как и правовые основы деятельности Уполномоченных, до недавнего времени не были закреплены на уровне федерального законодательства. В то же время, как следует из информации, размещенной на официальном сайте Уполномоченного при Президенте РФ (www.ombudsmanbiz.ru ), как федеральный, так и региональные Уполномоченные фактически уже осуществляли некоторые из закрепленных за ними Законом N 78-ФЗ полномочий и до принятия данного Закона.

Согласно Закону N 78-ФЗ за защитой своих прав и интересов к Уполномоченному могут обращаться следующие субъекты предпринимательской деятельности (далее - предприниматели):

- российские предприниматели, осуществляющие свою деятельность как в России, так и за рубежом;

- иностранные предприниматели, осуществляющие свою деятельность на территории РФ.

В компетенцию Уполномоченного входит, в частности, рассмотрение жалоб предпринимателей, касающихся нарушения прав и законных интересов последних, и принятие мер по результатам рассмотрения таких жалоб. Региональный Уполномоченный вправе рассматривать жалобы предпринимателей, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта РФ. Законами субъектов РФ правовое положение и компетенция регионального бизнес-омбудсмена могут быть регламентированы более детально.

Уполномоченный вправе рассматривать жалобы предпринимателей и по результатам рассмотрения принимать меры

В соответствии с Законом N 78-ФЗ предприниматели могут обращаться к Уполномоченному с жалобами на нарушение их прав и законных интересов. Причем Закон N 78-ФЗ не закрепляет перечень объектов таких жалоб. Вероятно, предприниматели смогут обратиться к бизнес-омбудсмену при нарушении их прав и законных интересов не только действиями (бездействием), решениями органов публичной власти, нормативными или ненормативными актами, но и действиями частных субъектов или сложившейся ситуацией на определенном рынке. Отметим, что подача жалобы Уполномоченному является отдельным механизмом защиты предпринимателем своих прав и не влияет на возможность пользоваться иными способами защиты (например, обращаться в суд).

Уполномоченный рассматривает жалобы предпринимателей в порядке, установленном законодательством (в частности, Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"), но с некоторыми особенностями, указанными в Законе N 78-ФЗ. Кроме того, особенности подачи и рассмотрения жалоб, а также принятия решений по ним будут установлены самим Уполномоченным в соответствующем порядке, который должен быть утвержден не позднее 6 июня 2013 г.

В соответствии с Законом N 78-ФЗ Уполномоченный обязан вынести решение о принятии жалобы либо об отказе в ее принятии в течение десяти дней со дня ее поступления. В Законе N 78-ФЗ содержится исчерпывающий перечень оснований для мотивированного отказа в принятии жалобы к рассмотрению. В частности, жалобу могут не рассмотреть, если ее текст нечитабелен или если ранее предпринимателю уже неоднократно давались ответы по существу жалобы.

Закон N 78-ФЗ предусматривает обязанность Уполномоченного принимать определенные меры в случае выявления нарушения прав и законных интересов предпринимателей. Так, Уполномоченный должен выполнить одно или несколько из следующих действий:

- передать жалобу компетентному государственному (муниципальному) органу для ее разрешения по существу. При этом жалоба не может быть направлена в орган или должностному лицу, чьи действия обжалуются;

- направить государственному (муниципальному) органу, нарушившему права предпринимателя, заключение с указанием конкретных мер, которые необходимо принять для восстановления прав предпринимателя;

- обратиться в суд с целью защиты прав предпринимателей (в том числе в исковом порядке), а также обжаловать вступившие в законную силу акты арбитражных судов, принятые в отношении заявителя;

- обратиться в государственные органы с требованием о привлечении виновных лиц к уголовной, административной либо дисциплинарной ответственности;

- разъяснить предпринимателю вопросы, касающиеся его прав.

Кроме того, Законом N 78-ФЗ предусмотрен ряд прав Уполномоченного, которые он может реализовать в ходе рассмотрения жалобы. В частности, он может с письменного согласия заявителя принимать участие в выездной проверке, проводимой в рамках государственного (муниципального) контроля и надзора. Одновременно с обжалованием в судебном порядке ненормативных муниципальных актов бизнес-омбудсмен вправе приостанавливать их действие. Кроме того, согласно Закону N 78-ФЗ Уполномоченный может направлять Президенту РФ, членам Совета Федерации, депутатам Госдумы, а также в Правительство РФ и иные органы государственной и муниципальной власти предложения о принятии нормативных правовых актов в предпринимательской сфере. Возможность реализовать данное право не зависит от рассмотрения конкретной жалобы.

Отметим также, что в январе 2013 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект N 185349-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации". Данным законопроектом, кроме прочего, предлагается наделить Уполномоченного процессуальными правами в гражданском, арбитражном и уголовном процессе, а также установить административную ответственность должностных лиц за невыполнение законных требований Уполномоченного либо препятствование осуществлению его деятельности. Информация о дате рассмотрения данного законопроекта во втором чтении пока отсутствует.