Дата создания
2013-06-29

Проект Федерального закона N 303374-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

В Госдуму внесен проект Федерального закона N 303374-6 (далее - Законопроект), согласно которому к административной ответственности предлагается привлекать информационных посредников. Кодекс РФ об административных правонарушениях будет дополнен соответствующей статьей. Административные штрафы планируется накладывать на указанных лиц в случае, если они не примут меры по удалению информации или ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим материал с нарушением интеллектуальных прав. Размеры штрафов в ряде случаев могут достигнуть 1 млн руб.

 

В скором времени понятие "информационный посредник" будет введено в Гражданский кодекс РФ. На подписи у Президента РФ находится Федеральный закон "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях" (далее - Закон). В случае его подписания и официального опубликования он вступит в силу с 1 августа 2013 г. Названный документ определяет три категории лиц, которые будут относиться к информационным посредникам:

- те, кто предоставляет возможность размещения материала (информации, необходимой для его получения) в информационно-телекоммуникационной сети (в том числе в сети Интернет);

- те, кто осуществляет передачу материала в информационно-телекоммуникационной сети;

- те, кто обеспечивает доступ к материалу в этой сети.

Данное определение является крайне широким. Оно позволяет отнести к информационным посредникам, в частности, интернет-провайдеров, провайдеров хостинга, владельцев социальных или файлообменных интернет-ресурсов и других лиц, предоставляющих схожие услуги, владельцев прочих сайтов.

Информационный посредник будет нести административную ответственность, если не удалит или не заблокирует пиратский информационный ресурс в установленном законом порядке

До сегодняшнего дня такой порядок не был установлен. Теперь он детально определен в Законе, в соответствии с которым будет дополнен Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" новыми положениями о процедуре ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением исключительных прав на фильмы.

Для ограничения доступа к информации, нарушающей исключительные права на фильмы, правообладателю следует обратиться в Роскомнадзор с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим информацию без его разрешения, на основании вступившего в законную силу судебного акта. Таким актом может быть, например, определение суда о предварительном обеспечении защиты исключительных прав на фильмы в сети Интернет.

После получения данного заявления Роскомнадзор направляет провайдеру хостинга (иному лицу, обеспечивающему размещение информации в информационно-коммуникационной сети) уведомление о допущенных нарушениях. После этого провайдер уведомляет обслуживаемого им владельца сайта о необходимости удалить незаконно размещенную информацию или ограничить доступ к ней. Если владелец сайта в течение одного рабочего дня не исполнит указанную обязанность, то ограничить доступ к пиратскому информационному ресурсу должен провайдер хостинга. Если ни одно из названных лиц не исполнит свои обязанности, то Роскомнадзору необходимо обратиться к оператору связи с требованием об ограничении доступа к информационному ресурсу, нарушающему исключительные права на фильм.

За нарушение описанного порядка согласно Законопроекту предлагается штрафовать владельцев сайтов и провайдеров хостинга. Например, размер штрафа для организаций может составить от 300 тыс. до 1 млн руб., а для граждан - до 5 тыс. руб. Составлять протоколы об указанных правонарушениях будут должностные лица Роскомнадзора (п. 58 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а рассматривать дела будет уполномочен суд (ч. 1 ст. 23.1 КоАП РФ).

Стоит отметить, что за нарушение иных интеллектуальных прав в сети Интернет информационных посредников привлечь к административной ответственности будет невозможно, поскольку порядок ограничения доступа к незаконно размещенным материалам для этих случаев пока не установлен.

Наложение административного штрафа не освободит информационных посредников от гражданской ответственности за нарушение интеллектуальных прав

Напомним, что в соответствии с Законом информационные посредники будут нести гражданско-правовую ответственность на общих основаниях, предусмотренных гражданским законодательством. Однако в некоторых случаях возможно освобождение таких лиц от ответственности.

Привлечение к гражданской ответственности или освобождение от нее не влияет на возможность привлечения информационных посредников к административной ответственности.