Дата создания
2013-07-05

Проект Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и иные законодательные акты Российской Федерации (в части повышения ответственности за порчу земель сельскохозяйственного назначения)"

На сайте Минэкономразвития России размещен подготовленный Минсельхозом России проект Федерального закона (далее - Проект), предусматривающий существенное увеличение штрафов за порчу земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, в Проекте уточняется понятие "порча земли". В настоящее время ответственность за порчу земель независимо от их категории установлена в ч. 1 и 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

 

В соответствии с Проектом предлагается дополнить ст. 8.6 КоАП РФ ("Порча земель") частью 3, в которой будет установлена ответственность за порчу земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения и порчу земель сельскохозяйственного назначения. Действие новой нормы не будет распространяться на порчу земельных участков, предназначенных для садоводства, огородничества, дачного строительства.

Штраф за совершение данного правонарушения согласно Проекту будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Для случаев, когда земельный участок не образован, штраф предполагается установить в твердой сумме. Отметим, что ответственность за совершение данного правонарушения будет существенно ужесточена. Минимальный размер штрафа для юрлиц будет равен 40 процентам кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 200 тыс. руб. Если участок не образован или не определена его кадастровая стоимость, юрлицо заплатит минимум 700 тыс. руб. Максимальный штраф для юрлиц предлагается установить в размере 50 процентов от кадастровой стоимости земельного участка, но не больше 1 млн руб., а если земельный участок не образован или не определена его кадастровая стоимость - в размере не более 1 млн руб. Как альтернативное наказание для юрлиц предлагается установить административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Согласно действующей редакции ст. 8.6 КоАП РФ максимальное наказание для юрлиц за совершение деяний, предусмотренных ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, - штраф в размере от 30 до 40 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

В Проекте также содержатся положения об ответственности за порчу части земельного участка. Для организаций штраф за данное правонарушение составит от 40 до 50 процентов кадастровой стоимости части земельного участка, но не менее 200 тыс. руб. и не более 1 млн руб. Также в качестве альтернативного наказания предусмотрено административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Отметим, что для привлечения к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ст. 8.6 КоАП РФ, не имеет значения правовой титул на земельный участок. К ответственности за порчу земель может быть привлечено лицо, не обладающее никакими правами на земельный участок (см., например, Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.12.2012 N 06АП-5232/2012 по делу N А16-688/2012).

Достаточными основаниями для привлечения к ответственности является наличие вреда, причиненного земле, и установление причинно-следственной связи между действиями нарушителя и наступившим вредом (см., например, Постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2013 по делу N А23-3663/2012, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 13.09.2012 по делу N А75-3407/2012).

Помимо усиления ответственности за порчу земель сельскохозяйственного назначения в Проекте предусматривается внесение изменений в Земельный кодекс РФ. В соответствии с ними планируется установить перечень действий, совершение которых будет означать порчу земель. В действующей редакции Земельного кодекса РФ понятие "порча земель" не раскрывается, но в нем встречается понятие "порча или уничтожение плодородного слоя почвы".

Отметим, что согласно определению, предлагаемому разработчиками Проекта, к порче земель относятся, в частности, действия по самовольному снятию, перемещению, частичному или полному разрушению (уничтожению) поверхностного почвенного слоя, а также иные действия, например отравление, загрязнение и т.п. Таким образом, понятие "порча земель" предлагается сделать шире понятия "порча плодородного слоя почвы".

Арбитражные суды высказывали позицию, в соответствии с которой необходимо различать понятия "порча земель" и "уничтожение плодородного слоя почвы". Связано это с тем, что предусмотренная в ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ ответственность за уничтожение плодородного слоя наступает вне зависимости от совершенных действий, а ответственность за порчу земель - только при условии нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (см., например, Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2012 по делу N А78-6700/2012). Некоторые арбитражные суды указывали, что порча земель предполагает частичное разрушение плодородного слоя и частичную утрату полезных свойств земли, а уничтожение плодородного слоя предполагает потерю им всех полезных свойств (см., например, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17.03.2010 по делу N А33-20065/2009).

Источник:
Ознакомиться с текстом Проекта можно на официальном сайте Минэкономразвития России .